Средняя общеобразовательная школа № 1
г. Ленск

Республика Саха (Якутия)

О школе Официально Общение Фотографии Конкурсы О сайте




Информатизация образования в условиях опорной школы

Наша школа - опорная школа, центр научно-методической работы МО РС(Я), ресурсный центр по информационным технологиям. В школе есть необходимые и достаточные условия для организации образовательного процесса с учётом профессиональных интересов и намерений учащихся в отношении продолжения образования по информационно-технологическому профилю.

Одно из направлений деятельности опорной школы как ресурсного центра по информационным технологиям - помощь сельским школам. Возможность информационной поддержки сельским школам от ресурсного центра рассмотрим в трёх ключевых аспектах:
  • 1) реализация социального проекта по созданию дистанционной образовательной среды для детей Ленского улуса;
  • 2) интеллектуальная школа как одна из форм взаимодействия ресурсного центра и сельских школ;
  • 3) создание условий для подготовки педагогических кадров сельских школ, заинтересованных эффективно использовать в учебном процессе информационные технологии.
1. В 2004 году мы написали проект "Создание дистанционной образовательной среды для детей сельских школ" и получили Грант Российского представительства Британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF). Основная идея в том, чтобы создать систему информационной поддержки для сельских школьников из 14 разноудалённых сёл Ленского улуса.

Задача №1 для нас была - исследовать возможность подключения каждой сельской школы к Интернету, электронной почте. При решении этой задачи в одной конкретной школе планировали следующий проектный шаг - обучение способного, заинтересованного ученика (9-10 кл.) работе с электронной почтой, поиском информации в Интернете. Этого ученика можно условно назвать координатором и через него и учителя информатики проводить обмен информацией "сельская школа - ресурсный центр".

Вникая в практическую деятельность сельских школ мы отметили, что руководители этих школ заинтересованы компьютерной поддержкой учебного процесса, профильного обучения, информационным обеспечением труда сельского учителя, готовы заключить договор с ресурсным центром на информационную помощь. Эту ситуацию можно назвать "встречей интересов". Между участниками взаимодействия "ресурсный центр - сельская школа" в процессе реализации проекта возникают деловые, партнёрские отношения, отношения взаимной ответственности, взаимопомощи, поддержки. Необходимо учитывать то, что на селе школа - это центр культурной работы, и имея доступ к Интернету, электронной почте можно было бы формировать информационный ресурс, которым бы пользовались и учителя, и ученики, и жители села.

К маю 2005 г. мы побывали в 8 сёлах Ленского улуса, в некоторых сельских школах по два-три раза, надо учесть тот факт, что самое близкое село к нашей школе - за 40 км. С первого раза удалось подключиться к сети Интернет в с. Беченча (75 км.). Сейчас Беченчинская средняя школа - самые активные пользователи Интернет.

К маю 2005 г. нам удалось подключить к Интернету четыре сельских школы. Реализация проекта продолжается, но можно сделать уже следующие выводы:
  • Нет возможности подключения к сети Интернет некоторых сельских школ из-за плохого качества телефонных линий.
  • Перегруженность сельских АТС не позволяет эффективно использовать доступ к Сети.
  • Формирование сельской информационной среды - уже сейчас задача неотложная, а информатизация системы образования сельских школ должна стать приоритетным направлением управленческих действий улусного управления образования.
  • Полученная сельскими школами компьютерная техника нуждается в регулярном регламентном обслуживании специалистами.
2. В ходе работы над проектом возникла идея проведения интеллектуальной школы для сельских детей. Цель такой школы: попытаться создать условия для развития у старшеклассников мышления, воображения, уверенности в собственных умственных способностях, мотивации к самостоятельному познанию. Последнее очень важно, так как информатизация процесса обучения предполагает самостоятельный поиск информации, самостоятельную проектную деятельность учащегося, и чем выше мотивация ученика на конкретную деятельность, тем эффективнее самостоятельное познание.

В январе 2004 г. на базе нашей школы была проведена первая интеллектуальная школа по физике, математике, информатике для учащихся 9-11 классов из сёл Ленского улуса. Мы принимали детей из девяти сёл: с. Толон (290 км.), п. Витим (230 км.), п. Пеледуй (200 км.), п. Южная Нюя (90 км.), с. Турукта (120 км.), с. Натора (105 км.), с. Беченча (90 км.), п. Чамча (40 км.), с. Орто-Нахара (60 км.).

Для занятий с детьми были приглашены преподаватели ЯГУ и лучшие учителя нашего города. Совместно с преподавателями университета были разработаны программы проведения занятий и олимпиадные итоговые задания. Для занятий по секциям "география", "немецкий язык" были предоставлены три больших компьютерных зала, в которых обучались по электронным учебникам, а по информатике готовились к республиканскому чемпионату по программированию. Ребят учили выдвигать гипотезы, предположения, нетрадиционные идеи, тем самым формируя важные мыслительные навыки. Это был наш первый опыт обучения детей сельских школ с учётом их интересов, склонностей и способностей. В январе 2005 г. мы при содействии проректора ЯГУ В.И. Васильева провели вторую интеллектуальную школу, учитывая уже опыт прошлого года. Все школы нашего города принимали у себя сельских школьников.

Таким образом, мы считаем, что проведение интеллектуальных школ это одна из форм организации способных детей из сельских школ, которая (мы надеемся) поможет создать целостную систему мер по информационной поддержке сельских школьников Ленского улуса.

3. Анализируя деятельность нашего ресурсного центра по оказанию помощи сельским школам мы пришли к выводу, что нужно думать о создании условий для подготовки педагогических кадров сельских школ, заинтересованных эффективно использовать в учебном процессе информационные технологии. Мы считаем, что основным условием для обучения сельских педагогов новым информационным технологиям должна стать заинтересованность самих педагогов и применение технологии деятельностного метода обучения.

Как показала практика, в деятельностной технологии обучения наиболее эффективно формируется потребность у заинтересованного педагога к освоению новых информационных технологий и применению их в учебном процессе. Как руководители ресурсного центра , мы прошли подготовку при ЯГУ (рук. В.В. Максимов) по программе фирмы ИНТЕЛ "Обучение для будущего" в деятельностной технологии.

И следующий наш проектный шаг - на базе нашей школы создать условия для обучения сельских учителей, которые заинтересованы изучить основы проектной деятельности и использовать в учебном процессе информационные технологии.

Авторские данные

1. Дьячкова Тамара Юрьевна

Средняя общеобразовательная школа №1

Заместитель директора по учебной работе

Г. Ленск, Республика Саха, ул. Каландарашвили, 16, СОШ №1

Тел.: 8-(41137)-42035, факс : 8-(411-37)-42030

E-mail: school1@lensk.sakha.ru
 
Используются технологии uCoz