Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ленск Республика Саха (Якутия) |
|||||
О школе | Официально | Общение | Фотографии | Конкурсы | О сайте |
Интеллектуальная школа как одна из форм работы со способными детьми В 1994 году Совет Европы принял постановление № 1248 по работе с одаренными детьми, в котором в частности говорится: "Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может: Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для собственного блага и на благо всего общества." [1] Министерство образования и Правительство Республики Саха приняли ряд конкретных мер по реализации целевых Республиканских программ, направленных на выявление, поддержку и развитие способных, одаренных детей, которые (смеем надеяться) в будущем будут научной гордостью образования Республики Саха. Вся трудность состоит в выявлении таких детей и оказании им реальной интеллектуальной помощи. Наверное, никто не сможет сказать, что проблема отсутствия системы выявления и поддержки одаренных детей решена. Как в условиях сельских школ, массовых городских школ оказывать системную методическую помощь способным детям? Как вести целенаправленную работу по диагностике интеллектуального роста детей, которые пришли к нам в школу? Всем ясно, что учителя практически не владеют методиками диагностики одаренности (это отдельная тема для дискуссии), но заинтересованность в раннем выявлении одаренных детей есть. Для того чтобы помочь способным ученикам развивать свой дар, в школе нужно создать условия, в которых ребенок почувствует уверенность не только в своих знаниях, но и своих умственных способностях. В январе 2004 года при поддержке главы Ленского района на базе нашей школы № 1 г. Ленска была проведена первая интеллектуальная школа для способных детей всего района. В Ленск приехали ученики 9-11 классов из сел нашего района: с. Толон (290 км), п. Витим (230 км), п. Пеледуй (200 км), п. Южная Нюя (90 км), с. Турукта (120 км), с. Натора (105 км), с. Беченча (70 км), п. Чамча (35 км), с. Орто-Нахара (60 км). Цель такой школы - попытаться создать условия для развития у старшеклассников мышления, воображения, уверенности в своих собственных умственных способностях и мотивации к самостоятельному познанию. Идею проведения интеллектуальной школы поддержал академик СО РАН ЯНЦ Ишков А.М. По его согласованию с проректором ЯГУ в январе 2004 года у нас в школе работали преподаватели университета Христофоров П.П. (кафедра экспериментальной физики) и Тувасынов М.А. (математика). По остальным предметам вели занятия учителя школ города. Совместно с преподавателями ЯГУ были разработаны программы проведения занятий и олимпиадные (итоговые) задания. Для занятий по секциям "география", "немецкий язык" были предоставлены три больших компьютерных зала, в которых дети обучались по мультимедийным учебникам, а по информатике готовились к Республиканскому чемпионату по программированию. Ребят учили выдвигать гипотезы, предположения, нетрадиционные идеи, тем самым формируя важные мыслительные навыки. Это был наш первый опыт организации способных детей всего района при участии школ города. На торжественном закрытии интеллектуальной школы победителям олимпиады были вручены призы. Вторая интеллектуальная школа для способных детей Ленского района проводилась уже с учетом опыта предыдущего года. В январе 2005 года при содействии А.М. Ишкова и проректора ЯГУ В.И. Васильева мы пригласили к нам в школу преподавателей университета Христофорова П.П. и Афанасьева А.Н. Образовательный процесс был неформальный: ученики на добровольной основе получали знания и имели право свободного выбора предмета согласно своим интересам. Очень важно, что приобретаемые учениками теоретические знания сопровождались их немедленным применением в темах, интересных для детей. Ведь всем известно, что интерес детей - главная движущая сила познания. Например, на занятиях по географии все увлеченно работали с контурными картами Якутии, с богатейшей коллекцией горных пород. Умение спорить и доказывать учащиеся показали при обсуждении доклада "Демографическая ситуация г. Ленска и Ленского района" (1 место на районной конференции "Шаг в будущее"), причем преподаватель использовал методы активного обучения: метод письменных и устных дискуссий. Все участники школы отмечали в своих анкетах занимательные и логические задачи по математике, физике, уроки в компьютерных залах по географии, немецкому языку. Сельские ученики писали, что "ум явно умнеет" от занятий в этой школе, одиннадцатиклассники отмечали пользу для подготовки в ВУЗ и появившуюся уверенность в собственных знаниях. Это очень важное для нас, организаторов школы, суждение, т.к. если у школьника есть осознанная уверенность в полученных знаниях, то можно надеяться, что ученики смогут сами определиться в будущем дальнейшем обучении и в выборе профессии. Еще одно интересное для нас предположение можно сделать при анализе проведения интеллектуальной школы: целенаправленная работа с одаренными, способными детьми - хороший стимул для самосовершенствования учителя. В феврале 2004 года в нашей школе для желающих учителей района (а таких набралось 20 человек) несколько дней читал лекции по философии д.ф.н., зам. директора института гуманитарных исследований Махаров Е.М. С ним педагоги обсуждали проблемы современного воспитания, соотношения педагогики прошлых веков и современной. Таким образом, мы считаем, что проведение интеллектуальных школ - это одна из форм организации способных детей, которая (мы надеемся) поможет создать целостную систему мер по поддержке и развитию талантливых детей Ленского района. Литература 1. Д.Б. Богоявленская "Федеральная программа "Одаренные дети" в действии", научно-практический журнал "Одаренный ребенок", № 4, 2002 г. Т.Ю. Дьячкова, Н.Н. Хандогая, О.О. Фиклистова |
|||||
|