Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ленск Республика Саха (Якутия) |
|||||
О школе | Официально | Общение | Фотографии | Конкурсы | О сайте |
Через год школы России начнут работать по федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения Надежда Иванцова, газета "Якутия", 24 декабря 2009 г. Через год, с 1 января 2011 года, школы России начнут работать по федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения. Если по действующим ныне стандартам в первую очередь оценивается ученик, то по новым - деятельность системы образования, насколько эффективно она обеспечила подготовку ребенка. Впрочем, как отметил на встрече с журналистами руководитель группы по разработке федеральных государственных образовательных стандартов, доктор педагогических наук Александр Кондаков, это случится не сразу, переход будет постепенным и начнется с первых, пятых и десятых классов. В полном объеме он осуществится лишь к 2016 году. - Якутия, которая в течение трех последних лет принимала активное участие в апробации основных компонентов нового образовательного стандарта, - сказал Александр Михайлович, - неплохо подготовлена к таким глобальным изменениям. Это помогло нам учесть позицию одного из крупнейших национальных субъектов РФ, проверить систему оценивания, подходы к разработке содержания образования, результатам освоения основной программы. Новый стандарт достаточно серьезно отличается от предыдущего. Требования касаются не только знания предметов, но и личностных достижений ребенка. Наша задача - воспитать успешного гражданина, обладающего тремя уровнями идентичности, то есть он должен чувствовать себя гражданином Якутии, России и мира. В последние несколько лет очень много говорится о национально-региональном компоненте, переименованном в новом стандарте в этнокультурный. По мнению разработчиков, он должен максимально полно удовлетворить запросы населения не только национальных республик, но и крупных городов, куда приезжает большое количество мигрантов из других регионов и стран. Вопрос очень серьезный, поэтому его отрабатывали совместно с Якутией, Татарстаном, Дагестаном. В новом стандарте в полном объеме сохранены часы на преподавание родных языка, литературы, истории. С другой стороны, в него добавлены требования к соблюдению этнокультурных запросов семи субъектов РФ в преподавании таких предметов, как литература и история России, география и так далее. Еще один плюс в том, что в школу в полной мере возвращается вторая половина дня. Например, в начальном звене на спортивно-оздоровительную и познавательную деятельность, художественно-эстетическое и военно-патриотическое воспитание, изучение тех же национальных традиций и культуры вне обязательных уроков отводится десять часов в неделю. - В Якутии, - говорит министр образования РС(Я) Феодосия Габышева, - где некоторые школы учатся в две смены, большую помощь в этом отношении оказывают наши социальные партнеры - ведомства, предприятия, учреждения, в полной мере задействована система дополнительного образования. В рамках новых стандартов был разработан еще один новый документ - планируемые результаты образования. Основная задача здесь - не просто передать детям сумму знаний, а научить их самостоятельно находить решение, привить им навыки саморазвития, самопроектирования. Уже идет переподготовка учителей. Школы, которые пройдут апробацию федерального государственного стандарта образования, станут для коллег ресурсными центрами. На знание методологической основы стандартов ориентируют также студентов педвузов и колледжей. Возвращаясь к тому, что теперь в первую очередь оценку получает школа, журналисты задали резонный вопрос: что будет, если образовательное учреждение получит "двойку"? - На первый раз, - говорит Александр Кондаков, - ее предупредят и уделят более пристальное внимание, не прислушается к рекомендациям - потеряет лицензию на образовательную деятельность. И тут вопросы не только к директору школы, но и к учредителю. В то же время мы проектировали стандарт как гибкий, адаптивный механизм, который позволит системе образования очень быстро, динамично откликаться на запросы основных участников образовательного процесса. Юридически отношения между семьей, школой и муниципалитетом фиксирует договор. По достижении четырнадцатилетнего возраста ребенок становится его четвертым подписантом. Он подписывает свой первый гражданско-правовой акт как обязательство по отношению к собственной семье, школе и муниципалитету, оплачивающему его обучение. Школа и муниципалитет отвечают за обеспечение конституционного права ребенка на получение общего образования, какие бы обстоятельства ни сложились. Разработчики новых стандартов отмечают, если ученик хочет изучать второй иностранный язык, школа должна это обеспечить. Если семья выражает желание, чтобы ребенок изучал родной язык, а школа не имеет на это возможностей, то максимально помочь в реализации этого запроса обязан муниципалитет. В Якутии 164 малокомплектные школы, чтобы уровень подготовки в них соответствовал общепринятым требованиям, нехватка учителей будет компенсироваться дистанционным обучением, занятиями в очно-заочных и опорных школах. - Ребенок не должен оставаться изолированным, - подчеркнула Феодосия Габышева. - Он главный человек, ради которого мы перестраиваем систему образования. Мы все делаем для обеспечения его прав и свобод. |
|||||
|