Средняя общеобразовательная школа № 1
г. Ленск

Республика Саха (Якутия)

О школе Официально Общение Фотографии Конкурсы О сайте




В Якутии утвержден план республиканских мероприятий, посвященных Году учителя

Надежда Иванцова, газета "Якутия", 04 февраля 2010 г.

Современная школа не обделена вниманием государства, даже больше - она находится в самом эпицентре процессов модернизации. Ее главная задача сегодня - раскрыть способности каждого ученика, воспитать не просто ребенка, а личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Об этом наша беседа с министром образования Республики Саха (Якутия) Феодосией Габышевой.

- Феодосия Васильевна, вы только что вернулись из командировки в Москву. Расскажите, пожалуйста, какие вопросы, касающиеся развития системы образования Якутии в Год учителя, решались?

- Во-первых, я участвовала в совещании Министерства образования и науки РФ по завершению Комплексного проекта модернизации образования и началу реализации президентской инициативы "Наша новая школа". На нем отмечалось, что Якутия вошла в число пяти лидеров проекта (всего в нем участвовал 31 субъект РФ) наравне с Калининградской областью, Краснодарским краем, Пермским краем и Новосибирской областью. Ключевые направления, отработанные в КПМО, продолжатся в приоритетах национальной образовательной инициативы "Наша новая школа": введение федерального государственного стандарта образования, продолжение поддержки одаренных детей, подготовка нового учителя, развитие инфраструктуры современной школы, укрепление здоровья школьников, развитие самостоятельности школ. В успешной реализации инициативы заинтересованы и педагогическое сообщество, и в целом система образования, и правительство, и законодательная власть.

Затем состоялось совещание Российской академии наук по научным олимпиадам для школьников. Мы внесли предложение сертифицировать нашу международную олимпиаду "Туймаада". Также мы можем участвовать в новом проекте в рамках сети научных экспедиций школьников.

В федеральном Институте развития образования российские регионы обсуждали перспективы, в первую очередь социокультурную модернизацию в сфере образования. Эта тема получила поддержку в академических кругах. Ей заинтересовалась и Российская академия образования. В дальнейшем мы будем работать вместе. Отрадно, что в режиме видеоконференции в совещании принимали участие директор Департамента государственной политики в сфере образования Игорь Реморенко, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, известный ученый, заведующий лабораторией Института управления РАО Анатолий Цирульников и другие.

В Бюро ЮНЕСКО мы встретились с давнишним другом республики Дэндевом Бадарчем. Обсудили республиканский проект "Учитель Арктики", объявленный в рамках Года учителя, и стремимся к тому, чтобы он стал международным. Хотелось бы заручиться поддержкой со стороны ЮНЕСКО в подготовке современного, мобильного учителя, соответствующего всем новым требованиям. В первую очередь внимание обращается на использование и внедрение информационно-коммуникационных технологий, стажировку в зарубежных странах, повышение квалификации. Установочный семинар решено провести в Якутске, затем в Москве. Содействие Минобрнауки РФ, Минрегионразвития и Бюро ЮНЕСКО в Москве уже есть.

В Министерстве регионального развития и Федеральном агентстве образования прошли встречи по вопросам финансирования капитального ремонта общеобразовательных учреждений и уточнения заявок республики в федеральные целевые программы.

- Год учителя официально открыт. Педагоги возлагают на его проведение много надежд. Назовите, пожалуйста, ключевые мероприятия, которые состоятся в этом году.

- Вы знаете, что утвержден план республиканских мероприятий, посвященных Году учителя. Согласно ему в республике состоятся значимые события, которые коснутся каждого педагога. Считаю добрым знаком, что Год Учителя совпал с празднованием 65-летия Великой Победы. Поэтому наше пристальное внимание будет приковано к ветеранам. Грант в размере по 100 тысяч рублей получат 350 ветеранов педагогического труда, которые проработали в системе образования более 40 лет, внесли весомый вклад в ее развитие и в 2010 году уходят на заслуженный отдых. Гранты будут квотированы, критерии отбора дифференцированы.

Для повышения социального статуса учителей мы в первую очередь будем участвовать в процессе модернизации педагогического образования. Продолжится поддержка молодых специалистов. Так, с 2005 года молодым учителям, направляющимся в малокомплектные школы северных арктических улусов, выделяются субсидии на приобретение жилья, оплачиваются проездные, молодым специалистам, трудоустроенным в сельской местности, выдается единовременное пособие. В условиях реализации комплексного проекта модернизации образования у многих молодых учителей заметно повысилась заработная плата. Новая система аттестации также должна стать стимулом для непрерывного повышения квалификации через прогрессивные формы, в том числе дистанционные и модульные.

Проведем XII съезд учителей и педагогической общественности, на котором будут выработаны приоритетные направления социокультурной модернизации и развития образования.

Одним из ключевых событий этого года, несомненно, является начало введения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на начальной ступени общего образования. Мы многого от этого перехода ждем и основательно к нему готовимся. И главное событие Года учителя - начало реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", которая по замыслам должна в ближайшие годы трансформироваться в новый перспективный проект "Современная школа".

- Очевидно, что нынешний год войдет в историю отечественного образования как год начала реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Каковы будут ее первые шаги в республике?

- Хороший вопрос. В первую очередь новым содержанием наполняется качество образования. С другой стороны, если раньше за критерий оценки успеваемости ребенка брали баллы ЕГЭ, поступил или не поступил в вуз, то сегодня на первый план выходит социализация ребенка, то есть усвоение ребенком социального опыта, процесс активной деятельности и включение в социум. Ориентиры в этом отношении будут меняться. И больший упор будет сделан на воспитательный аспект. Каждому юному человеку должно быть обеспечено право на получение доступного, качественного образования. В 2006 году, выступая на заседании Государственного Совета РФ, посвященного развитию образования, Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров отметил, что в новых условиях образование должно идти к человеку. Это возможно реализовать при помощи современных технологий: дистанционных систем образования, системы доступа к базам данных. Сейчас на развитие ребенка дополнительно выделяется десять часов. В этом специфика нового государственного стандарта образования второго поколения, то, с чего начинается "Наша новая школа". И самое главное - создание современных условий: тут и спортивные площадки, и актовые залы, и Интернет, в целом инфраструктура школы, начиная от дизайна и до строительства новых объектов.

Поддержка одаренных детей подразумевает не только интеллектуальное развитие, но и творческое, эстетическое, спортивное, независимо от того, отличник он, одаренный ребенок с ограниченными возможностями или трудный подросток.

- В последние годы система образования республики успешно участвовала в крупных международных проектах. Планируется ли продолжение подобных проектов в наступившем году?

- Самым заметным, как принято говорить, институциональным, считаю проект "Кочевая школа", с которым мы вышли на международный уровень. В российском образовательном пространстве, в нормативной среде появилось новое понятие, включенное в типологию общеобразовательных учреждений. Кочевая школа стала прорывом в образовании коренных малочисленных народов Севера, позволила эффективно соединить новые информационные и педагогические технологии с традиционными знаниями и укладом жизни северян. Логическим продолжением проекта "Кочевая школа" призван стать новый проект "Учитель Арктики", о котором я упоминала выше. Учитель Арктики, работающий в экстремальных условиях, должен быть мобильным, восприимчивым ко всем переменам, органичным, близким к природе, владеющим методикой организации проектной деятельности учащихся. В Год учителя мы запускаем этот перспективный проект.

Мы принимаем участие в конкурсе заявок в рамках совместной программы Совета Европы, Европейского Совета и Российской Федерации "Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества". Цель программы - укрепление правовой среды для этнических и национальных меньшинств с учетом стандартов Совета Европы для признания их самобытности. Также мы примем участие в проекте Совета Европы по историческому образованию.

- Какие задачи вы как руководитель крупного ведомства ставите перед муниципальными органами управления образованием в Год учителя?

- Сегодня каждая школа, каждый муниципалитет принимает свою программу на Год учителя. В эти дни по всей республике проходят торжественные, неформальные мероприятия его открытия, которые имеют большой общественный резонанс и являются индикатором отношения общества к учителю, его нелегкому труду. От того, как работа будет организована на муниципальном уровне, зависит очень многое. Все, что проводится в рамках Года учителя, должно иметь продолжение, а каждый учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования - должен ощутить на себе внимание общества.

- В феврале - марте состоятся традиционные отчеты исполнительных органов государственной власти перед населением. Вы назначены руководителем группы, выезжающей в Хангаласский, Кобяйский, Намский улусы. О чем вы будете говорить с людьми?

- Более десяти лет принимаю участие в отчетах исполнительных органов государственной власти, объездила почти все улусы. Встречи с людьми - одна из эффективных мер, обеспечивающих открытость деятельности исполнительных органов, готовность к диалогу, порой непростому. Как руководитель группы буду говорить о состоянии, перспективах социально-экономического развития республики по всем направлениям, антикризисных мерах, о тех позитивных изменениях, которые ждут нас с приходом в Якутию железной дороги, реализацией крупных инвестиционных проектов в нефтегазовой промышленности. Если касаться проблем образования, думаю, что население будут интересовать вопросы новой системы оплаты труда, перехода учреждений на бюджетное финансирование, самостоятельности образовательных учреждений и другое.

- Какова ваша личная программа-минимум на Год учителя?

- Как всегда, стараясь не отстать от мировых тенденций, много читаю, размышляю о будущем. Определив пять лет тому назад стратегию развития образования, сейчас нам предстоит конкретизировать некоторые направления с учетом реализации национальной инициативы "Наша новая школа", поэтому каждый день наполнен особенными событиями.

- Ваши пожелания ученикам, учителям, родителям?

- Учителям - новых творческих начинаний, успехов, потому что без задумок, проектов очень сложно чего-то добиваться. Родителям - чтобы они понимали педагогов, помогали им. Залогом успеха Года учителя является поддержка президента и правительства республики. Ведь инвестиции в образование - это самые надежные инвестиции в будущее республики и страны.

Мы должны учитывать возможности и способности всех детей, и одаренных, и детей с проблемами, каждому предоставить возможность для развития, направить их творчество в нужное русло. Искать ключ ко всем детям, независимо от того, какие они сегодня, чтобы завтра они были лучше.


 
Используются технологии uCoz